Нет пророка в своем отечестве 

 

 

Лена Хейдиз – современная российская художница, писательница, философ, теоретик матизма.

 

Ее биография не совсем обычная для художника.  Закончила физико-математический факультет  педагогического института. Владеет несколькими иностранными языками. До 35 лет работала переводчицей технической литературы с немецкого, итальянского, испанского, польского, английского и французского языков, а также переводчиком-синхронистом с французского и итальянского.

 

«Художественного образования у меня нет, правда, рисую я лет с 2-3 х - папа разрешал изрисовывать все книги, которые пожелаю, из семейной библиотеки - на них до сих пор есть мои каракули», - рассказывает Лена.

 

Талантливый человек талантлив во всем. Хотя, по мнению самой Лены Хейдиз, она поздно пришла в искусство, на данный момент она одна из самых ярких представителей актуального современного искусства в России. У нее за плечами более 70 персональных и коллективных выставок в России и за рубежом, ее работы приобретены такими крупными музеями, как Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина, Московский Музей современного искусства (MMOMA), Музей актуального искусства (ART4), а также находятся в частных коллекциях, включая такие известные, как коллекции В.Бондаренко, И. Маркина, М.Фридмана, Ж.-К.Амманна (Германия), М. Джудичи (Италия), Д.Мадзолини (Италия), Г. Фаже (Франция).

 

Но одним из своих арт-достижений художница считает тот факт, что в Википедии ее имя стоит рядом  с именами Ницше и Штрауса https://en.wikipedia.org/wiki/Thus_Spoke_Zarathustra. «Это действительно большое достижение, учитывая, что раздел «Философия» в английской Википедии курируют американские ученые-философы, и имя женщины в заглавной строке статьи о Ницше рядом с именами мужчин (Ницше и Штрауса) - это большая редкость», - говорит она.

 

Речь в этой статье идет о знаменитой книге Ницше «Так говорил Заратустра», в качестве артефакта приводится ее издание 2004 года на двух языках, русском и немецком, с 20 репродукциями картин Лены Хейдиз. В России презентация этой книги состоялась в феврале 2005 года на Первом Московском биеннале современного искусства. По словам директора Музея современного искусства во Франкфурте Жана-Кристофа Амманна, это «единственная на сегодняшний день художественная попытка визуализации одного из самых важных текстов Нового времени. Образный язык Лены Хейдиз выражает себя часто намеренно плакатно, потому что здесь речь идёт о наглядных скрижалях, которые должны растормошить и разбудить. В то же время язык её образов верен основной задаче художника: художник - это дервиш, который не столько заклинает коллективную память, сколько пребывает в постоянном движении, происходящем в самой мысли и памяти современности». («Лена Хейдиз - это дервиш», Ж.-К. Амманн, 2004 г.)

 

В 2009 году Лена Хейдиз прочитала лекцию на итальянском языке на философском факультете Падуанского Университета «Ницше в России» в память об известном ученом, переводчике, историке философии и профессоре этого университета Франко Вольпи.

 

В 2012 году испанское философское общество Estudios Nietzsche выпустило в свет научную монографию в журнале Ateneo, целиком проиллюстрированную картинами Хейдиз.

 

Мировое признание не мешает преследовать российскую художницу и ее искусство на родине. «В 2010 году я получила повестку в следственный отдел Басманной прокуратуры.  Группа русских националистов (более 300 человек) пыталась возбудить против меня уголовное дело по 282 статье («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»). Русских националистов возмутили две мои картины «Химера загадочной русской души» и «Welcome to Russia», - рассказывает Лена Хейдиз в интервью журналистке из Великобритании Саре Херст (перевод на русский язык опубликован в Вестнике CIVITAS http://vestnikcivitas.ru/pbls/4084 ).

 

«В работе «Welcome to Russia» я попыталась изобразить дуализм русской души, в которой святость и греховность мирно уживаются друг с другом вот уже много столетий. Случаи, когда русский человек одной рукой молится, а другой ворует, часты, и в России подобное мало кого возмущает, здесь верующий вор и матерящийся верующий - норма, к которой все привыкли.

 

В июле 2010 года я была у следователя Басманной прокуратуры и пыталась убедить ее, что цели унизить и оскорбить кого-то по национальному признаку у меня не было, я - интернационалистка и космополитка, и в моих жилах течет и русская, и еврейская, и цыганская, и татарская кровь... Я написала объяснительное письмо об этом и, кажется, следователь меня отчасти поняла, хотя изначально она была настроена против меня и моих картин.

 

Русские националисты несмотря на это не оставили меня в покое - в настоящее время мое имя стоит во ВСЕХ расстрельных списках, что гуляют по сети, в них меня называют  «русофобкой», «пятой колонной» и «врагом народа». В этом легко убедиться, набрав в Гугле «Хейдиз - враг народа».

 

Несостоявшееся уголовное дело, тем не менее, повлияло на мою художественную карьеру - в России у меня больше нет выставок  - совсем нет - галереи боятся меня выставлять. Как объяснил мне художник Владимир Дубосарский, "ты слишком радикальный художник"», - поведала в интервью британке Лена Хейдиз.

 

Тем не менее, российская художница продолжает публично заявлять о своих взглядах. В 2012 году она активно выступала в защиту арестованных участниц арт-группы Pussy Riot. В знак солидарности объявила голодовку, длившуюся 25 дней, во время которой создала серию портретов участниц арт-группы Pussy Riot губной помадой Chanel.

 

3 марта 2015 года, на 5-й день после убийства оппозиционера Бориса Немцова, Лена Хейдиз объявила о начале бессрочного арт-марафона в память об убитом политике. Она пообещала рисовать портреты Немцова до дня, когда будут задержаны настоящие заказчики его убийства. Со временем стало очевидно, что ждать этого дня придется многие годы. Поэтому ровно через год после его объявления арт-марафон был закончен. За это время художницей было создано почти 400 портретов Немцова.

 

«Я не знаю, откуда мне был послан этот импульс, но я взяла карандаш и стала рисовать лицо Бориса, за пять дней появилось больше дюжины портретов, а в день его похорон я объявила арт-марафон его памяти. Я пыталась привлечь других художников к этой акции, но меня никто не поддержал. Пришлось «бежать» арт-марафон в одиночку, сил, правда, мне хватило лишь на один год, то есть на 365 дней ежедневного рисования», - рассказывает художница.

 

Несмотря на такое напряжение и титанический труд каждый портрет этой арт-галереи уникален. В ней раскрылась еще одна грань художественного таланта Хейдиз – мастера психологического портрета. Минимумом средств - несколькими линиями карандаша или шариковой ручки – художница передает характер, индивидуальность, настроение человека. При поразительном внешнем сходстве с оригиналом Немцов на всех портретах Хейдиз разный – веселый и грустный, задумчивый и озорной, юный и зрелый. Часть рисунков являются не портретами в чистом виде, а аллегориями, подсказанными художнице неординарной судьбой этого человека, продолжающейся и после его смерти.

 

РИММА ПОЛЯК

 

  • Белая иконка facebook

© 2017-2020  Lena Hades.